Путь к печатной машинке длиной в двадцать пять лет: интервью с Еленой Мейсак

Путь к печатной машинке длиной в двадцать пять лет

С Еленой Мейсак беседует независимый корреспондент Полина Леонидова.

ПЛ: Елена, расскажите, пожалуйста, как и когда Вы решились взяться за перо? Что побудило Вас заняться литературным творчеством?

ЕМ: Здравствуйте, Полина! Я начала свою карьеру в 6 лет {шучу}.

Путь к печатной машинке длиной в двадцать пять лет: интервью с Еленой Мейсак

В детском саду нас построили в шеренгу, мне в ней стало невыносимо скучно, и я прямо на месте сочинила маленькую детскую песенку из 1 предложения и незамысловатой музыки. И начала горлопанить это на весь дом. За что тут же оказалась в хвосте этой волшебной шеренги.

В 11 лет примерно я возомнила себя сценаристом и режиссером, написала детскую пьесу, своих друзей привлекла в качестве актеров, мы долго репетировали, а потом показали это нашим родителям на футбольном поле, куда я их пригласила. В 15 лет были написаны первые стихи, тетрадь с которыми была мной же забракована и выброшена вон.

Первые сюжеты книг начали появляться в голове лет в 18, но тогда я думала, что это просто мои девичьи фантазии, и не обращала на это никакого внимания. Поэтому сюжетам не было суждено превратиться ни во что стоящее, они умирали, не успев родиться.

Потом машина времени постсоветского пространства забросила меня на долгие годы в жизнь, далекую от творчества. И лишь после того, когда хронометр стал подползать к цифре 30, когда мы стали друзьям меньше звонить и больше писать, я написала письмо подруге, которое мне потом зачем-то понадобилось прочесть вновь.

Что-то понравилось мне в том, как оно было написано, и я решила вместо писем попробовать писать заметки. Потом была эпоха участия в конкурсах рассказов, и наконец, я решилась на более крупные формы.

Вообще я верю, что у многих людей есть какие-то таланты, о которых они даже не подозревают. Именно поэтому разнообразные хобби так ценны. Кто знает, может быть, одно из них когда-нибудь станет их новой профессией. К счастью, сейчас за сочинение песен и попытки превратить скучную очередь в преданных поклонников ребенка не накажут.

ПЛ: Для многих людей в наше время, со всеми его технологиями и скоростями, быть писателем – это, скорее, крайне романтичное хобби, нежели реальная профессия. Согласны ли Вы с таким подходом? Что для Вас значит быть писателем?

ЕМ: Отчасти согласна. В успешности конкретного автора роль играют сразу несколько факторов. Если автор работает только в художественном или поэтическом жанре, это во многих случаях действительно может остаться хобби. Однако если автор интересно пишет, то это хобби вполне может приносить не только чувство самореализации, не только моральное удовольствие, но еще и доход. Большинству этот доход придется дополнить другим доходом, особенно вначале, но некоторым авторам удается выйти на уровень звезд пера, и я желаю этого каждому талантливому писателю.

Быть писателем в художественном жанре для меня – прежде всего, означает дать читателям яркие эмоции. Чтобы, перелистывая мою книгу, читатель провел несколько часов, а может быть, и дней, в предвкушении развязки, пытался бы достроить логическую картину произошедшего, сопереживал героям и в итоге привносил и в свою жизнь что-нибудь новое и интересное.

ПЛ:  Каждое творение автора – это, несомненно, отдельная история, отдельный путь. Как Вы создаете свои работы? Что чувствуете, когда рождается новая история? Что вдохновляет Вас в процессе? Что испытываете, когда ставите последнюю точку?

Поначалу не происходит ничего особо интересного. В голове всегда есть место для нового сюжета, но большинство из них ничего не ждет. Лишь то, чему в силу обстоятельств повезло стать особенным, получит право на дальнейшее развитие, и только когда оно получит огранку временем и прописку в сердце автора, писатель и его сюжет напишут историю.

А вот когда история заканчивается, часто бывает грустно. Так было с романом «Разбитая Гитара». Я понимала, что пришло время расставаться со своими героями, а мне так этого не хотелось. Но герои романа не принадлежат автору. Они принадлежат людям. А значит, однажды попрощаться все же придется.

Недавно я читала о том, как родилась картина Эдварда Мунка «Крик». Как великий художник шел по набережной и увидел красное зарево, которое его настолько поразило, что дало вдохновение для создания картины. У авторов работы часто рождаются по похожему принципу: что-то увидел, пережил, что-то оставило переживания в душе и дало толчок для развития сюжета.

Это не всегда проявляется в работе в чистом виде, это может быть просто ощущение, толчок, триггер, а сама работа может получиться совсем другой и никак с этим не связанной. В романе такое переживание часто порождает угольный набросок, на котором с помощью кисти времени появляются цветные мазки, которые затем превращаются в картину.

ПЛ:  Роман «Разбитая Гитара». Давайте поговорим о нем. Расскажите, как родился замысел романа?

ЕМ: Впервые я стала думать о романе 4 года назад, и сейчас уже сложно вспомнить в мельчайших деталях, с чего именно все началось. Сначала стали появляться обрывки сюжета, которые потом сложились в набросок. Долго в голове жила та самая картинка, которая лейтмотивом идет через весь роман: люди во фраках стоят перед котлованом, сцепив руки за головой. Похоже, все началось с расстрела оркестра. А потом закрутилось дальше.

ПЛ:  Почему именно детектив? Вам близок подобный язык изложения своих творческих идей?

Да. Но первые читатели романа, возможно, еще помнят, что сначала я позиционировала его как триллер. Этот стиль мне даже еще ближе. Однако, понаблюдав некоторое время за своими читателями, я сделала вывод, что «триллер» у многих почему-то ассоциируется с более жесткой формой, ближе к «ужастику», что ли. В то время, как для меня триллер – это как раз таки детектив, но с меньшим количеством расследований и большим количеством захватывающих дыхание моментов, загадок, которые держат читателя в напряжении на протяжении всей книги и раскрываются лишь в конце. Но мне важно было, чтобы мои читатели чувствовали себя с моей книгой комфортно. И по этим ощущениям я переименовала стиль романа в детектив.

ПЛ: На мой взгляд, «Разбитая Гитара» – это не простое произведение, его нельзя было написать, глубоко не прочувствовав страдания и эмоциональные порывы главных героев. Как Вам удалось так подробно передать переживания персонажей? Какие внутренние ресурсы Вам пришлось задействовать?

ЕМ: Полина, этот момент вы очень хорошо отметили. Это действительно так. И даже больше. Очень хочу знать, как бывает у других авторов, но на мой взгляд, это можно смело отнести к некоторым издержкам профессии: то есть, чтобы создать роман, автор должен какое-то время пожить в своей душе жизнью своих героев. Что-то похожее на вживание в роль. И хорошо, если сюжет позитивен. Это наполняет энергией и вдохновляет. Так было у меня с романом «Разбитая Гитара». Но иногда судьбы героев бывают сложны и запутанны настолько, что проживая их вместе со своими героями, автор обязан прочувствовать их боль, их депрессивные настроения, и это накладывает отпечаток и на его собственную жизнь. К счастью, ненадолго. Как и в жизни, темная полоса в книге тоже имеет свойство заканчиваться.

ПЛ: Процесс творения для каждого автора – глубоко личный процесс. Есть ли у Вас секреты мастерства, которыми Вы бы уже могли поделиться с начинающими авторами?

ЕМ: Уверена, что если мои работы начнет читать профессиональный критик, он сочтет, что есть куда более опытные мастера, которые достойны делиться секретами. Я же, как истинная самоучка, руководствуюсь всего двумя критериями: интересно или неинтересно. И если людям интересно, этого достаточно. Но пару мыслей, все же, рискну обронить:

**  Желательно остерегаться копирования чужого стиля. Отшлифовать свой стиль с годами будет проще, а вот отклеить ярлык «копия всегда хуже оригинала» намного сложнее.

** Старайтесь «плести интригу». Сейчас существует столько книг в разных жанрах, от известных авторов и пока еще не очень, что если сюжет не зацепит, то книгу до конца просто не прочтут.

** Не почивайте на лаврах. Нет в природе такого автора, известность и коммерческий успех которого держалась бы только на одной книге.

** Скажите нет грамматическим ошибкам. Обильное количество ошибок не позволит читателю добраться до развязки и купить у автора вторую книгу.

ПЛ:  Есть мнение, что сегодня люди читают крайне мало. Как Вы считаете, отражается ли это на состоянии современной российской литературы? Или литература – это отдельный мир, на который не влияют ни спрос, ни предложение, ни какие-либо другие рыночные категории? Вообще, что, на Ваш взгляд, важнее для автора: творить или быть востребованным в мире?

ЕМ: Не знаю, хорошо это или плохо, но влияние рынка на литературный мир самое что ни на есть прямое. Сегодня действительно наблюдается снижение интереса к чтению, на это оказывает влияние глобальная рыночная ситуация и специфические факторы, присущие лишь литературному миру.

Мое мнение, как я знаю, не совпадает с мнением некоторых людей, даже близких мне. Но оно продиктовано практическим опытом, потому позволю себе.

Оно заключается в том, что писателю нужно стремиться стать востребованным. Именно это поможет сохранить его креативность в тонусе. Только позитивная обратная реакция на вложенное время и энергию. Я знаю, что это непросто, но пытаться надо. Потому, что если очень долго писать книги, не получая от них желаемого результата, без какого-либо видимого прогресса, то профессиональная самооценка автора начинает опадать, как килограммовый грим на лице клоуна.

Начинаешь думать, что, наверное, не такой уж ты и талантливый, раз твои работы никому не нужны. Это может быть и так тоже. Но очень часто это происходит потому, что у людей не было шанса оценить, талантлив ты или нет.

Даже если у автора большой запас оптимизма и жизнестойкости, длительная полоса неудач рано или поздно сделает свое черное дело. Автор поверит в то, что он – бездарность. Именно поэтому я против написания работ «в стол». Жизнь слишком коротка, чтобы швырять ее в стол. Лучше научиться продавать одну-две свои книги, а когда пойдет обратная связь, пусть поначалу и небольшая, но имеющая потенциал к прогрессу не в голове автора, а фактически, тогда можно посвящать этому больше времени.

ПЛ: Чем Вы наполняете свою жизнь, помимо литературного творчества?

Мои постоянные читатели знают меня также как автора технической и маркетинговой литературы, проектов для начинающих авторов, в которых я обучаю самостоятельному созданию, защите и продаже своих книг.

ПЛ: В завершение немного о творческих планах. Первая Ваша книга, сборник рассказов “Держись за жизнь, она коротка”, вышел в 2013 году. «Разбитая Гитара» – в 2016. Когда Вы планируете начать работу над новым произведением? Есть ли идеи, о чем будет Ваша следующая книга?

К сожалению, пока рано говорить о каких-либо планах. Идеи есть всегда, но какие их них будут жизнеспособными, а какие – нет, сможет показать только время. Но я надеюсь, что когда выйдет моя следующая работа, она читателям понравится.

 

20 комментариев на “Путь к печатной машинке длиной в двадцать пять лет: интервью с Еленой Мейсак

  1. Елена, спасибо за это интенрвью. Было интересно почитать. Очень люблю ваш слог. Желаю вам успехов в этом нелегком деле!

  2. Все-таки писателями рождаются. С большим почтением отношусь к людям, которые пусть не сразу, через годы, услышали свое “я” и занялись тем делом, которое написано им на роду. А у Вас, Елена все именно так. Получать удовольствие от своей работы и при этом радовать других, большая удача. Успехов Вам!

    1. Ольга я с вами не соглашусь!
      Люди все рождаются одинаковыми и появившись на свет беспомощные ни чего не умеют.Кем вырастет человек целиком зависит от окружения ребенка и его воспитания.У артистов дети артисты,у врачей врачи,так было и будет!

    2. Возмлжно, это действительно так: писателем надо родиться. Помню, мне было лет пять. Я уже знала все буквы, но не умела читать. Именно тогда у меня появилась мечта когда-нибудь написать свою книжку, чтобы она была такой же интересной и востребованной, как те, что мне читала мама каждый день перед сном. Однако, не всем удается впоследствии стать успешными авторами, такими как Нлена Мейсак. От всей души желаю ей творческого вдохновения и успеха.

  3. Мне кажется, самостоятельно продвигая свое произведение на рынке, автор теряет время на творчество. Может все-таки лучше найти для этих целей опытного менеджера? Или с такими специалистами у нас пока большая проблема?

    1. Елена, вы почти правы, время потраченное на продвижение своих работ – это время, отнятое у своих новых книг, из песни слов не выкинешь. Не побоюсь предположить, что любой романист предпочел бы писать романы, нежели продающие тексты. Тем не менее, рынок сегодня таков, как есть. И пока с литературными агентами не очень густо. Услуги эти, в принципе, есть, но цена их такова, что это оправдывает мем “писательство для богатых”. Картина меняется для авторов, которых издательства печатают за свой счет. К этому, безусловно, нужно стремиться, но одновременно с самостоятельной работой. Риск “сгореть” как автор, дожидаясь своего издателя, слишком высок для наших коротких жизней.

  4. Спасибо большое за столь интересное интервью. Люблю в свободную минутку побаловать себя интересными историями творческих людей, которые делятся опытом и рассказывает про свой путь! Спасибо Вам, очень интересно!

    1. Юлия, спасибо вам за интересный комментарий. Очень приятно работать и радовать Вас.

  5. Спасибо за интервью. Интересно – когда Вы пишете детектив, задумываетесь о том, как бы его восприняла девочка 6-ти лет?

    1. Константин, спасибо, что прочитали. Нет, в таком ключе не думала. И хотя мои книги можно читать с 16 лет, я часто говорю, что они ориентированы немного на другую аудиторию, старше 18 лет, даже старше 25 возможно. Все дело в том, что проблемы, которые в них затрагиваются, людей начинают интересовать именно в этом возрасте, наверное, у более молодых читателей будут другие потребности, хотя бывают и исключения.

  6. “Разбитая гитара” – это отдушина для вас? В статье вы говорите, что вы автор маркетинговой и технической литературы, но художественная литература – это совершенно другая стезя.

    1. Любовь, спасибо за ценный комментарий! Никогда не думала об этом в таком ключе. Мне нравится и то, и другое 🙂 Рынок книг сейчас таков, что аудитория у маркетинговых книг и иной прикладной литературы шире, чем у художественных книг. Но это очень приятно во всех случаях – найти своего читателя для каждой книги.

      1. Здравствуйте, Елена! А меня после прочтения вашего интервью интересует, пишите ли Вы и сейчас стихи или проза и поэзия не очень уживаются вместе? И пробовали ли Вы стать блогером, ведь это сейчас не только популярно, но и денежно, особенно для тех, кто может увлечь своим слогом и мыслями…? Ну, и конечно, от всей души желаю Вам вдохновения для новых произведений!

      2. Добрый день! Интервью, не побоюсь этого слова, бомба! После прочтения статьи и всех комментариев у меня возник вопрос. Как это писать в две абсолютно разные стези? Мне всегда казалось что если уж взялся за какой-то жанр – пиши в него и как можно больше, дабы усовершенствовать самого себя. А тут выясняется что писать в разных амплуа не только возможно, но ещё и может хорошо получатся! Каково Ваше мнение об этом?

      3. Добрый день! Интервью, не побоюсь этого слова, бомба! После прочтения статьи и всех комментариев у меня возник вопрос. Как это писать в две абсолютно разные стези? Мне всегда казалось что если уж взялся за какой-то жанр – пиши в него и как можно больше, дабы усовершенствовать самого себя. А тут выясняется что писать в разных амплуа не только возможно, но ещё и может хорошо получатся! Каково Ваше мнение об этом?

  7. Очень интересно было прочитать интервью! Согласна, что сегодня автор должен не только творить, но и продавать свой труд. Желаю Елене дальнейших литературных успехов и процветания!

  8. Очень интересное интервью, всегда было интересно узнать как же создаются книги. С некоторыми мыслями готов согласиться. Это когда разговор зашел о наличии таланта, несомненно люди которые пытаются что то писать должны выделяться из общей массы. Мнения, что сегодня читают меньше, не мой взгляд спорное. Сегодня просто читают в других формах, жизнь ускоряется и читать несколько дней роман не отвлекаясь на форумы блоги новости и т.д. не каждый сможет. А вот идея, что писатель должен подстраиваться под конъюнктуру мне не понравилась, мне кажется, что поэтому у нас на книжных полках так много откровенной макулатуры.

  9. Интересно творчество Елены, хорошее получилось интервью. Понравились вопросы, а также лаконичные грамотные ответы. Спасибо!

  10. Интервью с автором показалось мне очень интересным, главную мысль которую я подчеркнула для себя, не стоит бояться предпринимать шаги в противоположную сторону от обычного бытия.

Добавить комментарий