Протагонист и pussy

Что такое, а точнее, кто такой – протагонист?

Согласно Википедии, “в более общем смысле протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма.”

Почему я решила говорить об этом, тем более, сегодня?

IMG_4494Раскрою вам этот секрет очень скоро, а пока попробуйте честно [только совершенно честно] ответить на вопрос: вы когда слушаете музыку, читаете книгу, получаете удовольствие от первоклассной актерской игры, восхищаетесь картиной в галерее – что вы при этом думаете?

Если вы думаете о том, как красиво автор [композитор, художник, актер, литературный критик] передал чувства в своем произведении, раскрыл проблему, умело сочетал звуки или слова, то знайте, что вы либо а) сами писатель [композитор, художник, актер, литературный критик], либо б) скоро им станете, либо в) просто уникальный по жизни человек.

И вы, как и автор этой статьи, думаете несколько иначе.

В то время как очень много людей думают в рамках обычных представлений, и эти представления заключаются в том, что…

  • автор пережил  какую-то чудовищную драму и теперь изливает ее вам
  • автора в детстве больно уронили
  • автор имеет нереализованные мечты и реализует их с помощью своего героя
  • автор высказывает свою личную точку зрения
  • и этот список можно продолжать, пока зубы не сведет…

Маньяк приходит в дождь…

Говоря короче, большинство читателей отождествляет протагониста с его автором!

Первый “укол зонтиком” я получила лет десять назад, когда я только пыталась что-то написать, когда я не знала, что у меня есть к “этому делу” определенные способности, и когда мой авторский талант напоминал корову на льду.

“Если покупать, так сразу самолет, а если писать, то сразу полное собрание сочинений”, – видимо, решила я и начала писать не что-нибудь, а роман. Написав страниц семь, я рискнула их показать. На что получила бесплатный сеанс психоанализа уж если не по Фрейду, то по Юнгу точно.

Я узнала, что у меня-де имеется набор “несбычившихся мечт”, которые будут теперь сбываться у моей героини. Сейчас такое мнение – это для меня всего лишь мнение. На которое любой человек имеет право, на самом деле. Но тогда [да как же так!] было очень обидно. Роман был выброшен на помойку, после чего бумагомарательством я заниматься бросила на 4 долгих года.

Сейчас я к этому привыкла.

Потом я смотрела интервью моего друга Джона [он писатель] вьетнамскому телеканалу, и во время этого интервью он буквально сказал такую фразу “Я не есть Стив Конвэй”. Это значит, что, видимо, и у него была такая тема. С тем лишь отличием, что Стив – замечательный малый.

Далее последовал стих “В осколках любви”.

А потом я разместила на Твиттере еще один свой стих, “Ода Интернету” [на английском языке],  про замещение жизни виртуальной реальностью. И там тоже увидела это мнение. Что якобы я пишу про себя [хм…нужно было назвать A Sonet To Internet, так прикольнее…].

Не буду спорить, кто-то действительно вкладывает в свое творчество свое отношение.

Но об этом, как правило, говорится. Либо в виде указания “основано на реальных событиях” [и у меня такие рассказы тоже есть, целых два: “Шерстяной завиток” и “Дистопсистан“]. Либо в интервью автор говорит, что протагонист высказывает его личное мнение. В общем, это, как правило, никогда и ни от кого не скрывается.

Во всех остальных случаях это авторский вымысел.

И не нужно искать где здесь подвох, что за личная драма произошла у автора. Не нужно проводить психоанализ автора через его произведение. Не нужно считать роман автора одобрением чего бы там ни было, выражением личного мнения и т.п.

Чтобы понять, что имел в виду автор своим произведением, разделите автора и его протагониста. Вдумайтесь в тот смысл, который пытался донести до вас автор.

Наслаждайтесь неземными переливами речевых оборотов и яркими красками слов.

И еще каплю едкого цинизма дегтя добавлю в бочку меда “сказочной” жизни работников творческого ремесла.

Карьера в сфере музыки и, особенно, актерская карьера, имеет и другие известные грани отождествления автора [исполнителя] и протагониста.

У рок-музыкантов и актеров миллионы поклонников. Но вот кого любит большинство? Во многих случаях, не автора [музыканта, актера], с его звездной болезнью, бешеным графиком, вредными привычками [иногда], трудным характером и жизнью под увеличительным стеклом. Они любят образ и те качества, которые они в этот образ вкладывают.

И этот образ невинен, наивен и романтичен. Это говорит, что поклонник любит не реального человека, а те качества, которыми он его наделяет. И стоит звездной пыли улететь в другую галактику, как вместе с ней в эту самую галактику улетят, увы, и большинство поклонников.

На самом деле, влюбленность в реальной жизни подходит к этому довольно близко.

Люди влюбляются не в реального человека, а в то понятие о нем, которое сами же для себя создали. И когда проходит время, люди узнают друг друга лучше, то либо лодчонка влюбленности разбивается о реалии характера и рассеивается, как ежик в тумане, либо перерастает в любовь, где трудности характера принимаются как есть. Но обо всем этом имеет смысл поговорить в другой раз.

Недавно перечитала книгу Эриха Мария Ремарка “Жизнь взаймы”.

И что же? Клерфэ – это и есть Ремарк?! Это был бы сущий бред. Для меня Клерфэ это совершенно самостоятельная, целостная и автономная личность, наделенная своим мировосприятием, которая может быть совершенно отлична от того, какая картина мира в голове у автора.

И чтобы сделать эту статью окончательно незабываемой, я покажу вам видеоклип к песне группы “Раммштайн”, которая называется “Pussy”. А это припев к песенке:

You’ve got a pussy

I’ve got a dick

So what’s the problem

Lets do it quick!

Переводить не буду, если кому интересно, можно воспользоваться Google переводчиком.

И самое главное, даже не пытайтесь отождествить эту песню с группой.

Группа славится своими эпатажными [некоторые я считаю просто похабными] текстами, но это всего лишь разрез выдуманной жизни, выраженной в таком вот замысловатом творчестве. А в жизни это довольно спокойные, вежливые, состоявшиеся люди, у всех есть очень хорошие детки.

Я к группе Rammstein отношусь с большим уважением, но признаюсь вам, что в свойственной мне манере я разложила творчество на лирику отдельно, музыку отдельно, коллектив для меня вообще идет параллельно. И в этом творчестве мне нравится только музыка, написанная Рихардом Цвеном Круспе.

Творчество Тилля Линдеманна как поэта-песенника мне не нравится. 

И это всего мое лишь мнение. Не хорошее оно, и не плохое. Но на которое я имею право. Если в жизни существуют какие-то изнаночные стороны [насилие, каннибализм, инцест], это не значит, что эти проблемы нужно воспевать. У меня нет уверенности, что от этого мир станет лучше.

Тем не менее, если начать заниматься ерундой психоанализом их песен или выискивать личное отношение к каждой песне, можно зайти очень далеко. Так однажды я потеряла сразу двух немецких друзей, так и не сумевших понять, что протагонист и автор – вещи, чаще всего, вращающиеся в разных плоскостях.


Учитывая все вышеперечисленное, я попыталась вам показать разные грани жизни автора и его протагониста и то, как на самом деле, они параллельно могут жить.  И я хочу попросить своих читателей отделять меня от моих героинь и мое мнение от мнения моих героев тоже. Когда я захочу, чтобы мой герой высказал мое мнение, я не забуду сказать об этом.

Особенно важно это сейчас, когда я пишу для вас новый роман, и главную героиню в нем будут звать так же, как и меня: Елена. Честно признаюсь, делала все что могла, чтобы придумать другое имя. Но если вы тоже пишете, то поймете меня. Это когда “если не так, то никак”.  Ни одно другое имя у меня почему-то с этой барышней не вяжется, как я ни пыталась. Поэтому, рискуя навлечь на себя очередные шишки психоанализа и отождествления протагониста со мной,  решила все оставить как есть.

P.S. Однажды один знакомый, играющий в оркестре, сказал мне, что по-другому воспринимает симфоническую музыку. Если проводить аналогию с картиной, то он как бы сидит “внутри картины”.  Но как это, как? До сих пор я так и не могу понять. Болтаюсь до сих пор где-то посередине, когда я уже могу разделять мелодию на темы играющих ее инструментов, но все еще не “внутри картины”. Но если кто-то может мне это описать, пишите в комментариях. Да и вообще, все что в голову приходит, все пишите!

До скорых встреч!

 На главную

Протагонист и pussy

Скачайте полную версию рассказов «Держись за жизнь, она коротка»:

Протагонист и pussy

На главную

 

2 комментариев на “Протагонист и pussy

  1. Милая Елена! Очень интересная статья, глубокая, продуманная, живая. Я читала и чувствовала, что это как будто про меня всё писано))) Тоже немного пишу, иногда жутко стесняюсь показывать свои творения знакомым, дабы они не подумали про меня плохо (не все герои моих рассказов – люди замечательные, одухотворённые))) А однажды и вовсе случился казус: один из критиков спросил меня, всё ли у меня в порядке с половым воспитанием… Потому что я написала несколько рассказом от имени мальчика и мужчин. Вот представляете? Теперь я пониманию, что так рассуждать могут только недалёкие люди, но тогда меня это удручало. Я даже сама стала сомневаться в своей адекватности.

    Спасибо Вам за чрезвычайно интересную познавательную статью!

    1. Людмила, большое спасибо за ваш комментарий. Он меня очень тронул. Рада, что моя заметка вам понравилась, это для меня очень, очень важно.

      Мне кажется, что в самом начале своего творческого пути писателю лучше не общаться с профессиональными критиками. У них несколько иное видение произведения, и оно не всегда верно отражает то, насколько вы хороши, как автор. Мне слегка не повезло [или наоборот], и я налетела на критика прямо в самом начале. Это сейчас можно четко увидеть, что восприятие критиками и восприятие читателями очень часто два разных восприятия произведения. И лично для меня самое главное, чтобы работа нравилась именно читателям. Есть лишь две оценки моего труда: нравится или не нравится. Остальное для меня значения теперь не имеет. Если когда-то критики оценят мой труд, замечательно. Но скорее всего нет, так как у меня всегда будут такие вещи, как проблемы с оформлением прямой речи, стилистические “швы” и нестыковки и т.п.

      Но тогда лишь одна фраза критика меня как автора чуть не убила. Было сказано всего 6 коротких слов, но они отравленной стрелой попали мне прямо в сердце. Спасло меня лишь то, что читателям нравилось, как и что я пишу. И они считали это интересным. А так как я пишу для читателей, это и стало главным.

      Поэтому не принимайте близко к сердцу то, что сказал вам критик. А литература, где есть место только одухотворенным положительным героям, на мой взгляд, была бы очень скучной.

      Вообще, хороший критик должен бы знать о существовании художественного вымысла и не играть в доморощенного психотерапевта. Считаю его мнение непрофессиональным в принципе. И, возможно, не стоит пока показывать рассказы знакомым тоже. Лучше публиковаться там, где их смогут читать совершенно незнакомые вам люди. Знакомые будут пропускать ваши рассказы через призму собственно знакомства, и это восприятие может быть не совсем точным, а иногда даже слегка предвзятым.

      Когда вы увидите, что люди, которые вас совсем не знают, любят ваши рассказы и ваш писательский стиль, это сформирует у вас сильную профессиональную самооценку. Через некоторое время, когда она в достаточной степени окрепнет, можно будет показывать свои работы кому угодно: хоть знакомым, хоть критикам. Из их мнения вы сможете вычленить полезное, а ненужное просто забыть.

      Когда у меня выдастся свободная минутка, я с большим удовольствием зайду на вашу страничку и почитаю рассказы. Надеюсь, что вы также подпишетесь на рассылку или на мой твиттер, чтобы прочесть будущие заметки, полезные для пишущего автора.

      Желаю вам творческих успехов.
      С уважением,
      Елена

Добавить комментарий