Что такое, а точнее, кто такой — протагонист?
Согласно Википедии, «в более общем смысле протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма.»
Почему я решила говорить об этом, тем более, сегодня?
Раскрою вам этот секрет очень скоро, а пока попробуйте честно [только совершенно честно] ответить на вопрос: вы когда слушаете музыку, читаете книгу, получаете удовольствие от первоклассной актерской игры, восхищаетесь картиной в галерее — что вы при этом думаете?
Если вы думаете о том, как красиво автор [композитор, художник, актер, литературный критик] передал чувства в своем произведении, раскрыл проблему, умело сочетал звуки или слова, то знайте, что вы либо а) сами писатель [композитор, художник, актер, литературный критик], либо б) скоро им станете, либо в) просто уникальный по жизни человек.
И вы, как и автор этой статьи, думаете несколько иначе.
В то время как очень много людей думают в рамках обычных представлений, и эти представления заключаются в том, что…
- автор пережил какую-то чудовищную драму и теперь изливает ее вам
- автора в детстве больно уронили
- автор имеет нереализованные мечты и реализует их с помощью своего героя
- автор высказывает свою личную точку зрения
- и этот список можно продолжать, пока зубы не сведет…
Маньяк приходит в дождь…
Говоря короче, большинство читателей отождествляет протагониста с его автором!
Первый «укол зонтиком» я получила лет десять назад, когда я только пыталась что-то написать, когда я не знала, что у меня есть к «этому делу» определенные способности, и когда мой авторский талант напоминал корову на льду.
«Если покупать, так сразу самолет, а если писать, то сразу полное собрание сочинений», — видимо, решила я и начала писать не что-нибудь, а роман. Написав страниц семь, я рискнула их показать. На что получила бесплатный сеанс психоанализа уж если не по Фрейду, то по Юнгу точно.
Я узнала, что у меня-де имеется набор «несбычившихся мечт», которые будут теперь сбываться у моей героини. Сейчас такое мнение — это для меня всего лишь мнение. На которое любой человек имеет право, на самом деле. Но тогда [да как же так!] было очень обидно. Роман был выброшен на помойку, после чего бумагомарательством я заниматься бросила на 4 долгих года.
Сейчас я к этому привыкла.
Потом я смотрела интервью моего друга Джона [он писатель] вьетнамскому телеканалу, и во время этого интервью он буквально сказал такую фразу «Я не есть Стив Конвэй». Это значит, что, видимо, и у него была такая тема. С тем лишь отличием, что Стив — замечательный малый.
Не буду спорить, кто-то действительно вкладывает в свое творчество свое отношение.
Но об этом, как правило, говорится. Либо в виде указания «основано на реальных событиях» [и у меня такие рассказы тоже есть, например: «Шерстяной завиток«]. Либо в интервью автор говорит, что протагонист высказывает его личное мнение. В общем, это, как правило, никогда и ни от кого не скрывается.
Во всех остальных случаях это авторский вымысел.
И не нужно искать где здесь подвох, что за личная драма произошла у автора. Не нужно проводить психоанализ автора через его произведение. Не нужно считать роман автора одобрением чего бы там ни было, выражением личного мнения и т.п.
Чтобы понять, что имел в виду автор своим произведением, разделите автора и его протагониста. Вдумайтесь в тот смысл, который пытался донести до вас автор.
Наслаждайтесь неземными переливами речевых оборотов и яркими красками слов.
И еще каплю едкого цинизма дегтя добавлю в бочку меда «сказочной» жизни работников творческого ремесла.
Карьера в сфере музыки и, особенно, актерская карьера, имеет и другие известные грани отождествления автора [исполнителя] и протагониста.
У рок-музыкантов и актеров миллионы поклонников. Но вот кого любит большинство? Во многих случаях, не автора [музыканта, актера], с его звездной болезнью, бешеным графиком, вредными привычками [иногда], трудным характером и жизнью под увеличительным стеклом. Они любят образ и те качества, которые они в этот образ вкладывают.
И этот образ невинен, наивен и романтичен. Это говорит, что поклонник любит не реального человека, а те качества, которыми он его наделяет. И стоит звездной пыли улететь в другую галактику, как вместе с ней в эту самую галактику улетят, увы, и большинство поклонников.
На самом деле, влюбленность в реальной жизни подходит к этому довольно близко.
Люди влюбляются не в реального человека, а в то понятие о нем, которое сами же для себя создали. И когда проходит время, люди узнают друг друга лучше, то либо лодчонка влюбленности разбивается о реалии характера и рассеивается, как ежик в тумане, либо перерастает в любовь, где трудности характера принимаются как есть. Но обо всем этом имеет смысл поговорить в книге
«Без права на возврат: https://www.litres.ru/book/elena-vladimirovna-meysak/bez-prava-na-vozvrat-38840411/
Недавно перечитала книгу Эриха Мария Ремарка «Жизнь взаймы».
И что же? Клерфэ — это и есть Ремарк?! Это был бы сущий бред. Для меня Клерфэ это совершенно самостоятельная, целостная и автономная личность, наделенная своим мировосприятием, которая может быть совершенно отлична от того, какая картина мира в голове у автора.
И чтобы сделать эту статью окончательно незабываемой, я покажу вам видеоклип к песне группы «Раммштайн», которая называется «Pussy». А это припев к песенке:
You’ve got a pussy
I’ve got a dick
So what’s the problem
Lets do it quick!
Переводить не буду, если кому интересно, можно воспользоваться Google переводчиком.
И самое главное, даже не пытайтесь отождествить эту песню с группой.
Группа славится своими эпатажными [некоторые я считаю просто похабными] текстами, но это всего лишь разрез выдуманной жизни, выраженной в таком вот замысловатом творчестве. А в жизни это довольно спокойные, вежливые, состоявшиеся люди, у всех есть очень хорошие детки.
Я к группе Rammstein отношусь с большим уважением, но признаюсь вам, что в свойственной мне манере я разложила творчество на лирику отдельно, музыку отдельно, коллектив для меня вообще идет параллельно. И в этом творчестве мне нравится только музыка, написанная Рихардом Цвеном Круспе.
Творчество Тилля Линдеманна как поэта-песенника мне не нравится.
И это всего мое лишь мнение. Не хорошее оно, и не плохое. Но на которое я имею право. Если в жизни существуют какие-то изнаночные стороны [насилие, каннибализм, инцест], это не значит, что эти проблемы нужно воспевать. У меня нет уверенности, что от этого мир станет лучше.
Тем не менее, если начать заниматься ерундой психоанализом их песен или выискивать личное отношение к каждой песне, можно зайти очень далеко. Так однажды я потеряла сразу двух немецких друзей, так и не сумевших понять, что протагонист и автор — вещи, чаще всего, вращающиеся в разных плоскостях.
Учитывая все вышеперечисленное, я попыталась вам показать разные грани жизни автора и его протагониста и то, как на самом деле, они параллельно могут жить.
P.S. Однажды один знакомый, играющий в оркестре, сказал мне, что по-другому воспринимает симфоническую музыку. Если проводить аналогию с картиной, то он как бы сидит «внутри картины». Но как это, как? До сих пор я так и не могу понять. Болтаюсь до сих пор где-то посередине, когда я уже могу разделять мелодию на темы играющих ее инструментов, но все еще не «внутри картины». Но если кто-то может мне это описать, пишите в комментариях. Да и вообще, все что в голову приходит, все пишите!
До скорых встреч!
Милая Елена! Очень интересная статья, глубокая, продуманная, живая. Я читала и чувствовала, что это как будто про меня всё писано))) Тоже немного пишу, иногда жутко стесняюсь показывать свои творения знакомым, дабы они не подумали про меня плохо (не все герои моих рассказов — люди замечательные, одухотворённые))) А однажды и вовсе случился казус: один из критиков спросил меня, всё ли у меня в порядке с половым воспитанием… Потому что я написала несколько рассказом от имени мальчика и мужчин. Вот представляете? Теперь я пониманию, что так рассуждать могут только недалёкие люди, но тогда меня это удручало. Я даже сама стала сомневаться в своей адекватности.
Спасибо Вам за чрезвычайно интересную познавательную статью!
Людмила, большое спасибо за ваш комментарий. Он меня очень тронул. Рада, что моя заметка вам понравилась, это для меня очень, очень важно.
Ого, круто написано! Это так раздражает, когда люди судят об авторе по его книгам или творчеству. Блин, ну как можно такую очевидную вещь не понимать! Герой книги и сам писатель — это же абсолютно разные вещи!!! К примеру, я обожаю скандальные песни Рамштайн. Но при этом прекрасно понимаю, что сами музыканты в жизни нормальные адекватные ребята. Так что полностью согласен с автором статьи! Не стоит судить о людях по их творчеству, это глупо и неправильно! Всем советую прочитать эту статью и сделать правильные выводы!
Я не согласен с таким категоричным утверждением! Вы слишком упростили сложную проблему. Нельзя однозначно заявлять, что творчество никогда не отражает личность!!!! Художник неизбежно вкладывает в произведения часть себя. Конечно, не стоит полностью отождествлять автора и героя! Но и полностью отрицать связь между ними ошибочно, это гораздо более сложный вопрос. Требуется тонкий и вдумчивый анализ каждого конкретного случая. Нельзя давать однозначных рекомендаций!
Михаил епт! Я категорически не согласен той мутью, что ты написал. Какая чушь! Это полная ерунда и бред сивой кобылы! Никакого анализа тут и близко нет, одни голословные заявления без всяких аргументов! Тьфу, бредятина для идиотов! Вернись, когда начнешь нормально воспринимать тексты и то, что в них написано!!!!!!!!!!!!!!!!!!