Симфония вашей боли

Много лет назад я стояла на Поклонной Горе в первопрестольной, обутая в коньки.

Это было в те безумно счастливые годы, когда мы жили всего в семи километрах от этого волшебного места, и можно было вечером приехать к фонтанам прямо на роликах.

Из наушников лилась Вторая Симфония Рахманинова. Я стояла посреди ряда разноцветных огней и, завороженно любуясь таинственно меняющими цвет фонтанами, пыталась разгадать загадку симфонии. Я слушала рожок, гобой и скрипки и пыталась уловить смысл, вложенный в эту прекрасную работу великим композитором.

На следующий день я привезла симфонию на дачу к родителям, и мы слушали ее с мамой. Я ей ничего не рассказала про свою прогулку, просто включила диск. Мама, слушая третью часть симфонии, вдруг как-то неожиданно произнесла: «Какую же боль он чувствовал!». И эта фраза воздвигла еще одну загадку на уже существующей. Оказывается, композитор пытался передать боль. Но какую боль? Какую, черт побери?

И на самом деле, когда лазерная «игла» доползла до третьей части, Симфония стала медленно крошить душу на куски, которая снежными хлопьями опадала к ногам, испарялась в тепле очага, а потом возрождалась вновь.

Боль могла быть тоской по оставленной Родине. Но как же по оставленной, если Симфония была написана в то время, когда композитор еще жил здесь. Что же тогда? Может быть, это боль — от провала Первой Симфонии, на которую Рахманинов возлагал такие надежды, и которая чуть не уничтожила его как композитора?

Этот вопрос так и повис в разреженном воздухе моих фантазий и внезапно всплыл много лет спустя, когда я написала роман «Разбитая Гитара».

Фрагмент сюжета, живший в моей голове, стремился на бумагу. Дабы не тащить его родильными щипцами, я думала о том, какую музыку послушать, чтобы вдохновение не убежало от меня, как быстротечное русское лето. И в этот момент в мое сердце вернулась Вторая Симфония. Да так хорошо вернулась, что даже попала в саму «Гитару»:

Ее подернутый пеленой взгляд мотал пленку ее памяти назад. Назад и назад, пока она не увидела вновь перед собой их оркестр и седовласого сэра Джонатана Смита, их дирижера.

В тот день они тоже играли Вторую симфонию. Она была на девятом месяце беременности, и на ее каприз играть партию на скрипке никто не смог ответить отказом. В конце концов, скрипка была ее вторым инструментом, и справлялась она с ней довольно-таки недурно, насколько ей мог это позволить ее очаровательный малыш.

В «Разбитой Гитаре» будет еще много самых разных оттенков. Лицо пожилого дирижера помолодеет, а классические музыканты превратятся в раскрашенных панков, ветер разметает по котловану деки скрипок, и дымок еще не сойдет с дула пистолета. И лишь только боль останется, и так как у автора не получилось разгадать ее загадки, у каждого из ее героев она будет своя…

Когда я уже близилась к завершению Второй Книги «Разбитая Гитара», я, перебирая старые диски на своей «башне», вдруг выудила тот самый диск, который слушала много лет назад, записанный в 1968 году ГАСО СССР. Дирижировал оркестром великий Евгений Федорович Светланов.

И тогда я сфотографировала этот диск, получилось как-то так, в общем.

IMG_9530_1

В очередной раз размышляя над старой загадкой я подумала, что, может быть, и да. Может быть, и провал от Первой Симфонии нашел себе пристанище в виде боли во Второй. Но с другой стороны, кто знает. Если бы не тот провал, не то поражение, Вторая симфония не получилась бы….не получилась бы такой. Возможно, она получилась бы красивой, но никогда — такой. С неземной красотой и болью, капающими буквально из-под каждой ноты.

Так и в жизни, наверное. Однажды по стечению злого рока я чуть было не потеряла эту самую «Разбитую Гитару». Читатели, которые меня знают давно, наверняка помнят мою заметку «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Когда я, написав 33 страницы романа, от усталости собственными руками уничтожила и его, и резервную копию. Тогда мне, прямо как тем самым авторам, чьи рукописи сгорели на чердаке, пришлось садиться и переписывать все заново, преодолевая депрессию, смысл которой поймет только коллега-писатель.

И да, из-за этого «Гитара» получилась другой. Но оттого она получилась еще лучше. И кто знает, стала ли бы «Гитара» такой захватывающей, если бы не та потеря.

Такие потери делают писателей талантливее, сильнее, а их работы интереснее, глубже, насыщеннее. Мы, простые люди, боимся боли, потому что она доставляет много дискомфорта и неприятных моментов.

Но если задуматься, лишь на контрасте с черным мы можем увидеть всю нетронутую чистоту белого, на контрасте с болью мы можем познать пьянящее удовольствие от счастья, не воспринимая его при этом как должное, и лишь удары судьбы могут сделать человека сильным.

И «Разбитая Гитара» в итоге стала не только увлекательным приключением, удивляющим читателя неожиданными поворотами сюжета, но и историей формирования Личности человека, шаг за шагом преодолевающего трудности.

И если вы хотите провести выходные с интересной книгой, я рекомендую вам скачать ее здесь.

Книга доступна для чтения для Windows {мультимедийная версия с моим собственным дизайном} и для мобильных устройств, которую создало Издательство Стрельбицкого.

Я желаю вам хороших выходных!

На главную

Поделиться с друзьями:

3 комментариев на “Симфония вашей боли

  1. Спасибо, Елена! Как только у меня появится возможность, обязательно куплю книгу. Сейчас прочитала этот пост и решила послушать клип. Красивая вещь!!! Очень трогает за душу. Так думаю, что раз автор может так тонко прочувствовать прекрасное то и роман ваш стоящий.

Добавить комментарий