ИНТЕРВЬЮ ЕЛЕНЫ МЕЙСАК АЛЕКСАНДРУ ЛОГИНОВУ
Как становятся писателем? Я уже не один год слежу за Вашей деятельностью в области издания и продвижения электронных книг. Вы успешный предприниматель со своей нишей, своей целевой аудиторией, хорошим набором информационных продуктов. И вдруг – приключенческий роман «Разбитая гитара»! Как Вы дошли до такой жизни?
Как ни удивительно это может прозвучать, но начинала я свой путь именно как прозаик.
К сожалению, я очень поздно открыла в себе способности к созданию художественных книг, мне тогда было уже более 30 лет. Возможность открылась для меня практически случайно, однажды я написала письмо, к которому мне пришлось вернуться через некоторое время. И я увидела в нем что-то такое… Тогда-то я и стала делать первые попытки, которые закончились для меня полосой неудач. Многие ныне известные и хорошо продаваемые писатели многократно отвергались, прежде чем на них обращали внимание, и я тоже пыталась опубликовать свои статьи в известных глянцевых изданиях, но безуспешно. И у меня на тот момент просто не хватило терпения. Я поняла, что в рамках одной жизни не могу себе позволить потратить столько времени на убеждения опубликовать меня, поэтому решила, что буду учиться издавать и продвигать свои книги сама. И когда научилась, мне стало интересно помогать и другим людям достигать своих целей в более короткие сроки.
Однако я не учла, что инфобизнес — это также процесс творческий, но в то же время достаточно ресурсоемкий. На художественную литературу просто не оставалось времени.
И все же, никто не может лечь спать обычным человеком и проснуться талантливым. Редко какой писатель начинается сразу с такой крупной и сложной литературной формы, как роман. Любой талант появляется на свет «сырым», он требует практики, шлифовки и огранки. И этой огранкой я занималась по ночам, в свободное от основной работы время: писала сначала статьи, затем рассказы, участвовала в конкурсах рассказов. В 2013 году издала сборник рассказов «Держись за жизнь, она коротка», а потом начала писать «Разбитую Гитару».
Существует мнение, что одну художественную книгу может написать практически каждый грамотный человек, если найдет форму, в которую обратит свой жизненный опыт, свои переживания, свою жизненную философию. Рассматривая Вашу книгу с этих позиций, трудно представить себе, что эти залихватские сюжеты как-то отражают Ваш личный опыт. Или в книге таки есть что-то Ваше личное, сокровенное?
Здесь все слишком неоднозначно…
С одной стороны, писатель соткан из жизненного опыта, воображения, общей эрудиции и практики. Чем богаче жизненный опыт человека, тем больше граней он сможет раскрыть в произведении. Тем не менее, многие начинающие писатели сталкиваются с отождествлением их героев с собой. То есть, достаточно много людей считают, что писатель с помощью своих героев реализует что-то личное, отрабатывает какие-то гештальты, комплексы, нерешенные проблемы.
Тем не менее, это не так. Автор — это как палитра, на которой его фантазия смешивает различные краски, чтобы потом передать это людям в виде готовой картины. Писатель должен обладать богатым воображением, чтобы рождались сюжеты. Его герои живут в его голове, да. Но эти герои — вымышленные, и они живут там ровно до тех пор, пока писатель пишет роман, а потом приходит время, когда писатель должен попрощаться с ними и отдать их людям.
Сколько времени у Вас ушло на создание книги – от замысла и до выхода в свет?
Чуть более двух лет.
Роман я начала писать в самом конце 2013-го, но в январе 2014 года его первые 33 страницы были потеряны в результате форс-мажорных обстоятельств. А закончила 5 декабря 2015 года. Но ввиду того, что вместо одного романа у меня по факту получилось два, очень много времени ушло на редактуру и вычитку. В итоге роман увидел свет лишь 17 апреля 2016 года.
Считаю, что это довольно долго, но учитывая то, что роман писался в свободное время, которого в запасе было очень немного, это хорошо. Если когда-нибудь проза и поэзия станут моим основным занятием, то романы будут писаться значительно быстрее.
Большинство писателей, даже маститых, в своих произведениях, так или иначе, ориентируются на каких-либо классиков. Есть ли у Вас подобный писатель-маяк?
Со мной, возможно, не согласятся приверженцы классического образования в области литературы…
но я, наоборот, считаю, что писатель хорош лишь тогда, когда имеет свой собственный, уникальный стиль, когда он не похож на других. У меня нет писателя-маяка, многие отмечают, что во всех моих работах, начиная от статей и заканчивая романом «Разбитая Гитара» присутствует что-то, присущее только мне, что-то вроде авторского почерка.
Но осенью 2015 года, когда роман «Разбитая Гитара» был уже практически готов, я прочитала книгу Рэя Брэдбери об искусстве написания книг, и на меня произвел очень большое впечатление авторский стиль писателя, который представляет красивое сплетение словесных форм, передающих яркие оттенки его произведений.
Восхищение великим автором мотивировало меня на то, чтобы добавить в «Гитару» еще больше красок. В итоге роман получился несколько «лоскутным», в хорошем плане, надеюсь. Остросюжетный экшн переплетается с красочными описаниями.
XXI век едва начавшись уже подарил россиянам больше женщин, пишущих детективы, чем вся предыдущая многовековая история. В чем причина этого явления, этого женского успеха? Не в том ли, что невозможно разгадать женскую логику, а соответственно и сюжетные ходы?
Скорее, это просто совпадение.
Писателя, прежде всего, характеризует не логика, не то, является ли автор мужчиной или женщиной, а развитое воображение, а также желание проживать и развивать сюжеты в своих мыслях, желание и терпение изложить это на бумаге, и не просто изложить, а сделать так, чтобы чтение было интересным, захватывающим.
Обращают на себя внимание эпизоды книги, так или иначе связанные с музыкой, с восприятием музыки, с музыкальным самовыражением. Вы учились музыке, играете на каких-то музыкальных инструментах?
Я училась играть на фортепиано в музыкальной школе, но не закончила ее.
Сейчас я, к сожалению, совсем не владею инструментом. Я больше отношу себя к меломанам, так как люблю очень большой спектр музыкальных жанров и неплохо разбираюсь в некоторых из них. В романе «Разбитая Гитара», несмотря на то, что о музыке говорится много, она несет, скорее, второстепенное значение, для того, чтобы иметь возможность оттенить различные варианты судьбы человека, поступи он так, а не иначе. Ведь это так часто встречается и в жизни, не правда ли?
Как бы в продолжение предыдущего вопроса. Автор производит впечатление человека разбирающегося в оружии. Откуда это у Вас?
Будет справедливее сказать, что мои знания в сфере оружия, скорее, поверхностны.
У меня просто буйное воображение:-) Все сюжеты, все нюансы, все детали романа рождались сначала в моей голове, а потом стремились «на бумагу», но в ряде случаев, чтобы они не получились слишком уж фантастическими, нужно было заняться самообразованием. Так в моем романе появилась упоминание о винтовке Мосина. Раньше я не знала о ней.
Другой эпизод, заслуживающий внимания, – пилотирование самолета. Я мало что понимаю в пилотировании, но «увидела» его в своем романе, в моей голове сюжет закрутился именно так, и поэтому я написала так, как увидела, но потом, чтобы описание не выглядело откровенной глупостью, почитала литературу по принципам аэродинамики.
Моя мама по понятным причинам тоже читала роман, и когда дело дошло до посадки самолета в горах, моя спина тоже была вся мокрая, как будто бы не моя героиня, а я лично сажала этот самолет. Дело в том, что мама проработала в Министерстве Авиационной Промышленности СССР около 20 лет, и косячить так уж откровенно мне не хотелось. Но ее вердикт был таким, что пилотирование в моей голове, перенесенное на бумагу, не выглядело неправдоподобным, а потому я решила, что пилотированию – быть!
Безусловно, в романе будут какие-то «киноляпы», то есть, несовпадения желаний автора с суровой действительностью. Но если взять любой фильм, они будут в каждом из них. Вот произошел оглушительный взрыв, пламя занимает целый экран, а из самого эпицентра выходит герой, целый и невредимый. Но тем и хорош вымысел, что позволяет экстраполировать реальную картинку до размеров желаемой, не вызвав недоумения.
Ваше первое художественное произведение начало свою собственную жизнь. Как Вам сегодня видится Ваша дальнейшая жизнь? Скажем, через 10 лет вы по-прежнему будете заниматься деловой литературой, а художественную писать для души?
Сложно загадывать жизнь на 10 лет вперед.
При всех прочих равных это будет зависеть и от спроса на рынке, и от состояния писательского таланта. Как я уже говорила, определенный талант у писателя присутствует изначально, но он, как правило, «нерасписан», то есть, нераскрыт. Раскрытие происходит в результате практики, чем больше пишешь, тем лучше получается. У меня в голове уже живут наброски второго романа и даже третьего. Тем не менее, я не принадлежу к числу людей, способных удовлетвориться статусом непризнанного гения или жаждущих славы посмертно. К сожалению, по объективным причинам сейчас стали читать меньше, чем раньше. Особенно это видно по поэзии.
Ценители поэзии есть, но это, как я считаю, довольно узкий круг людей. А для того, чтобы подняться на вершину писательского Олимпа, нужно писать то, что имеет массовый спрос. Я люблю и умею продавать свои работы, и многое будет зависеть от их успеха. Если «Разбитая Гитара» читателям понравится, то на свете может появиться и Гитара-3, ее сюжет уже начинает вырисовываться в моей голове. Если же «Гитару» не примут, то эмбрион нового романа, скорее всего, умрет, и это тоже нормально. В моей голове рождается много сюжетов. Не всем из них уготована возможность увидеть свет.
Первая книга – остросюжетный роман. Это выбор всерьез и надолго или можно ждать какие-то другие художественные формы?
Как я вижу сейчас, вторая и третья книга будут значительно отличаться…
от «Разбитой Гитары» в части сюжета, но, скорее всего, сам жанр останется прежним. Мне нравится, когда читатель до самой последней страницы не может угадать, чем же все закончится. Но загадывать не буду, жизнь слишком быстро меняется.
Агата Кристи писала самые захватывающие сцены своих детективов сидя в горячей ванне и угощаясь свежими яблоками. У Вас есть какие-нибудь творческие фишки подобного рода?
Есть:-p
Александр, это просто замечательный вопрос, как хорошо, что вы его задали. На самом деле, это моя самая любимая тема — знать, как зарождается сюжет у авторов. И я всегда пытаюсь узнать у писателей, как зарождаются сюжеты именно у них, и у всех это происходит по-разному!
Когда я читала книгу Рэя Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг», я обратила внимание, что мои герои появляются на свет по похожему принципу: они какое-то время живут в голове и появляются на свет тогда, когда приходит нужное время. Но вот побуждает их к этому в моем случае часто именно прослушивание музыки.
Так как «Разбитая Гитара» — роман очень динамичный, наполненный неожиданными поворотами, то часто новые штрихи появлялись в голове при прослушивании тяжелой музыки, от трэш-метал до готик-метал, что было очень в тему;-)
Однажды я работала на компьютере, слушая композицию группы Lacrimosa Hohelied der Liebe. Текст этой песни не имеет ничего общего с моей темой, это вообще библейский текст, положенный на музыку. И вот сижу я и слушаю, и в голове начинают появляться образы. Так в моей голове родился эпилог к роману. Наверное, из моей книги получился бы неплохой сериал. Я очень хорошо представляю себе фильм и предполагаю, что зрителям он бы понравился.
А вот рассказ «Мама» появился на свет после прослушивания одноименной и гораздо более лиричной композиции известного гитариста Марти Фридмана.
При этом важно понимать, что сама музыка и ее исполнители не являются прототипами или идейными вдохновителями сюжетов. Наверное, нужно это сказать тоже, чтобы в моих героях после этого интервью кто-то дотошный не начал выискивать сходства с рок-музыкантами. Музыка для меня просто триггер, разная музыка — разные эпизоды. Как свежие яблоки. И не более.
Единственное условие – музыка должна нравиться. И совершенно неважно, о чем будут слова, и какой это будет стиль…не знаю даже как это объяснить. Я даже в детстве математику часто делала под музыку с виниловых пластинок. И результаты с музыкой всегда были лучше.
Хотелось бы узнать: начиная работу над книгой, Вы уже точно знали «чем дело закончится и чем сердце успокоится», или герои книги диктовали Вам свое развитие событий?
Когда я начинала писать «Разбитую Гитару», я еще не видела точной концовки.
Видела большую картину: кто, что сделал и почему. Но вот вторая половина и детальная концовка пришли ко мне уже по мере развития сюжета.
Герои действительно имеют специфику диктовать развитие событий. Осенью я сильно заболела, и работа над романом пошла гораздо медленнее, чем хотелось бы, хотя я его уже почти закончила. И в этот момент я стала замечать удивительные вещи. Ввиду того, что обстоятельства моей жизни менялись, начали меняться и судьбы моих героев!
К ноябрю у меня в голове появились еще две концовки романа, и одна из них получалась очень жесткая. И такая подвижность сюжета меня не радовала нисколько. Как-то не хотелось, чтобы роман начал жить своей жизнью;-)
В этот момент я поняла, что пришло время отпускать героев на свободу. Иначе это мог бы получиться совсем не такой роман, как я задумывала вначале.
В отзыве на книгу, который я прочитал еще до знакомства с романом, сказано, что интрига сохраняется до последней страницы. Оказалось, что это не совсем так. Уже после завершения романа помещено посвящение Вашей маме со словами: «Силу этого характера я писала с тебя». Не означает ли это, что людей с характерами Вашей мамы мы еще увидим в следующих произведениях?
Это было сюрпризом и для моей мамы, и ей было это приятно.
Амира имеет не совсем такой характер, как у нее. Речь, скорее, идет о силе духа. Моей героине судьба уготовила много сложных испытаний, и еще в самом начале романа, когда я думала о том, с кем могла бы сравниться моя героиня по жизнестойкости, я подумала о маме. Мои родители и мой дедушка, мамин отец – показательные примеры того, что все выбрыки жизни нужно встречать с достоинством. Но я пока не могу сказать, будут ли в моих романах еще люди с похожими характерами. Если будет третья книга «Разбитой Гитары», то однозначно да. Во втором романе, который я планирую начать уже очень скоро, речь пойдет о других людях, у них будут другие характеры. Но планировать что-то заранее очень непросто, вы это знаете:-p
Спасибо вам, Александр, за такие интересные вопросы. Это интервью было большим удовольствием для меня. Я очень рада, что вам понравилась книга и надеюсь, что вы прочтете и следующие мои романы, когда они увидят свет.
Блог Александра Логинова http://alexloginov.ru/blog
Проект «Рецепты Бизнес-лекаря»: http://alexloginov.ru/recepty-biznes-lekarya
Всегда восхищалась людьми, у которых получается совмещать основную деятельность с творческой. Уверена, если бы большинство людей умели бы в свободное время что-то сочинять и творить, мир бы узнал больше интересных произведений.
Спасибо за приятный комментарий, Елена. Как говорили на Руси, «ваши слова — да Богу в уши».
Жизнь настолько стремительна, что тратить время на философию просто нет! Я не думаю что у автора есть «основная работа», в полном понимании этого слова. Когда к человеку приходит старость, а опереться не на кого, и открываются «способности».
С большим уважением отношусь к людям, которые идут к своей цели, несмотря на сомнения. А вы еще при этом помогаете и другим людям добиться своей цели. И являетесь примером для тех, кто боится и сомневается. И не нужно сожалеть, что поздно открылись способности. Для творческих и целеустремленных людей возраста не существует.
Могу только с вами согласиться, для творческих людей никогда не поздно творить, и возвраст точно не помеха. А сожалеть о том, что спасобности открылись поздно совсем не ствоит. Наоборот, и мозги работают, и произведения рождаются интересные.
Полностью согласна с мнением Галины, творить никогда не поздно. Вы, молодец, что находите время на свои желания и исполнения мечты. Я думаю, чтобы написать хорошую книгу, писатель должен всегда заниматься самообразованием. Человек не может знать всё, а написание книги, порой требует пополнять свои знания в определённой сфере и это то же занимает время. Такие работающие писатели, Елена, вызывают двойное уважение. И по вашему упорству и трудоспособности вы достойная дочь своей мамы.
Трудно сейчас увлечь читателя книгой не остросюжетной. И просто замечательно, когда писатель, заманивая нас интригой, постепенно погружает в мир своих героев. Тогда интересен не только сам сюжет, но и жизнь каждого отдельного персонажа, и хочется о них узнавать все больше и больше.
Возраст-не помеха, не могу с этим не согласится. Само по себе интервью очень интересное и увлекательное, всегда восхищался такими людьми. Берите таких людей себе в пример !
Интересная мысль о том, что в героях своих книг писатели переживают какие-то личные жизненные момент, отрабатывают собственные гештальты!
Я всегда любил ваше творчество и всегда был вашим поклонником.В жизни нельзя сдаваться и постоянно нужно идти вперед и не остановится никогда.Целеустремлённость и трудолюбие самые ценные черты характера и только при их наличии можно достигнуть свою цель .Желаю вам удачи в будущем
Очень интересное интервью. Всегда восхищался авторами, которые могут перенести свои мысли в книгу и структурировать их. Надеюсь ,что когда-нибудь и сам напишу,
Многие люди думают, что написать книгу может каждый, если захочет и постарается, но, увы, нужно уникальное мышление и виденье мира, особенно при написании романа, нужно же вложить много энергетики, чтобы читатель мог прочувствовать каждую вложенную эмоцию. Елена Мейсак очень интересно пишет свои произведения, я восхищаюсь её трудолюбием и то, что она делится своим опытом с другими — достойно уважения, надеюсь, что она будет и дпльше продолжать в том же духе.
Это издевка такая, да? А где еще интервью?
Какое теплое и душевное интервью! Читаешь и невольно улыбаешься — так искренне и с такой любовью Елена рассказывает о своей книге и творческом процессе. Чувствуется, что это действительно родное дитя, в которое она вложила частичку души. Особенно трогательные моменты про то, как музыка помогала в создании образов и сюжетных поворотов. Как творческий человек, я это прекрасно понимаю — вдохновение может прийти отовсюду, главное — уметь его уловить. А упоминание о посвящении маме просто растопило мое сердце! Видно, что Елена — человек с доброй и отзывчивой душой. Окунаешься в атмосферу душевного тепла и искренности. Хочется пожелать автору вдохновения и новых ярких книг, которые тоже можно будет прочитать с неослабевающим интересом. Спасибо за такую замечательную, эмоциональную беседу!
Жаль, что вы так редко даете интервью. А так в целом, хорошо.